Страничка истории

         Ирландия — древняя страна, богатая многочислен­ными историческими памятниками. Древнейший из них, Ньюгрендж, расположенный на берегу реки Бойн в нынешней Ирландской Республике, был построен на­много раньше Стоунхенджа и является ровесником ста­рейших египетских пирамид. Ньюгрендж представляет собой погребальную камеру, в которой, вероятно, обре­ли покой кремированные останки нескольких тысяч че­ловек. О высоком уровне цивилизации древних ирланд­цев свидетельствует не только само сооружение, но и отразившиеся при его создании научные знания: круг­лый год в погребальной камере царит кромешный мрак и лишь в день зимнего солнцестояния через входное отвер­стие в нее проникают лучи солнечного света.

              Первые люди поселились на побережье Ирландии около восьми тысячелетий тому назад. Затем, около 3500 года до нашей эры, из средиземноморских областей сюда начали прибывать люди нового каменного века. Они умели обра­батывать землю и начали расчистку покрытых девствен­ными лесами внутренних территорий под пашни и пастби­ща для скота. Древние ирландцы были глубоко религиоз­ны. Они придавали огромное значение культу предков. По их верованиям, после смерти человек попадал в иной мир. Его проводы и погребение представляли, по-видимому, один из важнейших религиозных ритуалов, и по всему ос­трову можно найти древние погребальные сооружения — дольмены, представляющие собой параллелепипеды, сло­женные из пяти громадных плоских каменных плит. Мас­штабы этих сооружений наводят на мысль о том, что древ­ние ирландцы были весьма продвинутыми в техническом отношении и наверняка пользовались при строительстве дольменов рычагами или другими простыми машинами. Впрочем, археологи могут лишь строить гипотезы о том, каким именно образом сооружались подобные конструк­ции, причем не только в Ирландии, но и в других областях земного шара.

            Позднее в Ирландию прибыли иберийские племена, владевшие искусством обработки золота и бронзы. По-ви­димому, именно они заложили основу замечательных ир­ландских традиций кузнечного дела — кованые изделия местных мастеров издревле высоко ценились в Европе. Новых поселенцев называют иногда «народом чаши», по­тому что у этих древних ирландцев бытовал обычай класть в захоронения своих мертвецов куполообразные чаши. Свои селения иберы строили на маленьких искусственных островках на озерах, болотах или реках.

              Первые кельты появились в Ирландии, по-видимому, не ранее VI века до нашей эры, а их массовое переселение на остров из Северной Европы происходило в конце IV — начале III века до нашей эры. Владевшие железным ору­жием, они обладали огромными преимуществами над более древними обитателями Ирландии, жившими еще в бронзовом веке. Ирландия стала кельтской страной и в от­личие от соседней Великобритании никогда не подверга­лась нашествию римлян. Кельты создали там около 150 крохотных королевств, правители которых — по сущест­ву, скорее вожди племен, нежели короли— назывались ри- агами. Все королевства образовывали пять исторических провинций — Ольстер (на севере острова), Лейнстер (его центральная и восточная области), Южный Лейнстер (на юго-востоке), Манстер (на юго-западе) и Коннахт (на запа­де). Риаги вели между собой войну за первенство и право стать ард-риагом — верховным королем, признаваемым остальными риагами.

            В V веке нашей эры в Ирландию прибыли христианские, миссионеры, превратившие остров в крупный центр хрис­тианства. Здесь было основано множество монастырей, ставших центрами просвещения и культуры. В монастыр­ских скрипториях работали искусные писцы и художни­ки, создававшие роскошные иллюминированные рукописные книги со страницами из тончайшего пергамента — велени.

              В IX веке Ирландия начинает привлекать в себе вни­мание викингов, которые основали здесь несколько при­брежных поселений, в том числе и современную столицу Ирландской Республики Дублин. Однако в 1014 году ви­кинги были изгнаны могущественным ирландским верхов­ным королем Брианом Бороиме, который в 1014 году раз­громил их в битве при Клонтарфе, но был убит в своей походной палатке сразу после этой славной победы. Другие ирландские риаги начали борьбу за право назваться вер­ховным королем Ирландии, но этот вопрос так и не был решен окончательно и бесповоротно, и Ирландия по-прежнему продолжала страдать от междуусобных войн.

           Гораздо более серьезные последствия имели попытки завоевания Ирландии, предпринятые англичанами при короле Генрихе II. Нормандские рыцари, осевшие в Ан­глии, начали завоевание Ирландии в 1169 году, а два года спустя они объявили Генриха IIверховным правителем Ирландии. Норманны прочно укрепились в Ирландии, построив там мощные замки и защищенные оборонитель­ными стенами поселения. Они доминировали над южной, восточной и центральной областями Ирландии, а граф Пембрук даже был провозглашен королем Лейнстера. Норманны ввели на подвластной им части острова ан­глийские законы, английскую схему управления страной, а также создали первый парламент. Ирландцы продолжа­ли оказывать сопротивление иноземцам, и со временем положение норманнов в Ирландии было ослаблено. Кроме того, многие из норманно-ирландцев сочетались браком с девушками из семей ирландской знати, и дети от этих смешанных браков начали ощущать себя скорее ирланд­цами, чем норманнами.

          Английские короли стремились укрепить в Ирландии английские законы и порядки и претендовали на власть над соседним островом. Однако сопротивление иноземно­му владычеству в Ирландии было весьма велико, и пона­добилось три с половиной столетия, чтобы английский монарх был провозглашен не правителем, но королем Ир­ландии. Это произошло при Генрихе VIII. Однако лишь в конце правления последней из династии Тюдоров короле­вы Елизаветы I в Ирландии была одержана решающая По­беда в сражении при Кинсейле (1601), которая ознамено­вала начало подлинного хозяйничанья англичан на сосед­нем острове. С этого времени начались гонения на коренное население, у ирландцев отбирали землю и сели­ли на ней англичан и шотландцев из равнинной части страны.

           Массовые переселения из Великобритании в Ирлан­дию, ставшую первой английской колонией, протекали в XVII—XVIII столетиях. И сейчас из 1 575 200 жителей Северной Ирландии две трети составляют потомки выход­цев из Англии и Южной Шотландии (родственных ир­ландцам шотландских горцев в Ирландию не переселяли во избежание усиления кельтского сопротивления коло­низации) и лишь одну треть — этнические ирландцы. Так, в северной части острова наметились три группы на­селения — ирландцы, англо-ирландцы и шотландо-ирландцы, каждая из которых обладала выраженной нацио­нальной культурой и исповедовала свою религию. Рели­гиозная рознь, зародившаяся в эпоху европейских религиозных войн, продолжала напоминать о себе на про­тяжении всех минувших столетий. К XVI веку восходят современные проблемы Ирландии: коренное католичес­кое население Северной Ирландии желает объединения с Ирландской Республикой, в то время как «пришлые» протестанты, для которых эта земля давно стала родной, не желают обрывать связи с Соединенным Королевством. Ситуация понятна: католики не хотят быть на положении религиозного меньшинства, а североирландские протес­танты отвергают перспективу превратиться в религиозное меньшинство объединенной Ирландии. Большинство католиков-ирландцев живут в пограничных с нынешней Ирландской Республикой областях, что усиливает их же­лание к объединению двух Ирландий. В центральных и северных частях Северной Ирландии преобладают англо- ирландцы, а шотландо-ирландцы сосредоточены в основ­ном в ее восточной части.         

           Несмотря на то что государственной церковью в Ир­ландии была провозглашена протестантская церковь, подавляющее большинство коренного населения острова продолжало исповедовать католицизм, и лишь в Ольстере господствовали пресвитериане. Сперва создавалась иллю­зия, что новым поселенцам удастся мирно ужиться с мест­ным католическим большинством. Однако в начале 1640-х годов положение резко изменилось. В 1641 году в Ирландии вспыхнуло очередное антибританское восста­ние, которое вошло в историю страны под названием Великого. Оно действительно было великим — и по разма­ху, и по продолжительности. Ирландские католики были полны решимости завоевать независимость для своей страны и сделать ее католической. В период Великого ир­ландского восстания были убиты тысячи протестантских переселенцев.                               

           Продолжительность восстания объясняется совпадени­ем его по времени с гражданскими войнами Английской буржуазной революции. Однако в 1649 году к власти в Англии пришел Оливер Кромвель, который принял реше­ние отправить свою проверенную и закаленную в боях «армию нового образца» в Ирландию. К 1652 году восста­ние было подавлено. Оно захлебнулось в крови убитых мя­тежников. Солдаты Кромвеля не знали жалости. Особо кровавые-страницы были вписаны ими в ирландскую ис­торию массовым истреблением жителей городков Дрогеда и Уэксфорд. Эти кровавые бойни произвели устрашающее воздействие на остальных повстанцев, которые в страхе предпочли сложить оружие. Побежденные католики ли­шились возможности отправлять свои религиозные обря­ды, наиболее активные участники восстания были согнаны со своих земель. Многие покинули страну в надежде избе­жать жестоких репрессий.

             В 1690 году в Ирландии, на берегах реки Бойн, про­изошло решающее сражение между армией якобитов и вой­сками нового протестантского короля Вильгельма III. По­беда Вильгельма была воспринята протестантами Ирлан­дии как триумф их веры, и в честь Вильгельма был основан Орден оранжистов, члены которого до сих пор ежегодно 12 июля отмечают праздничными шествиями дату победы над католиком Яковом II.

           На протяжении всего XVIII столетия ирландские ка­толики рассматривались как угроза благополучию ко­ролевства, и британское правительство неоднократно принимало законы, которые ограничивали их граждан­ские и религиозные права. Католики были лишены из­бирательного права, под запретом оказались католиче­ские богослужения, суровым гонениям подверглись ка­толические священники. Были закрыты и католические школы. В этот период коренное население страны подверг­лось катастрофическому обнищанию и сосредоточилось в сельской местности. В ирландских городах господствую­щее положение заняли англичане. В Ирландии продол­жали стоять британские войска, готовые подавить способ­ные в любую минуту вспыхнуть восстания доведенных до отчаяния ирландцев.

          Однако вопреки всем репрессивным мерам в стране раз­вивалось национально-освободительное движение. В 1760-е годы возникли подпольные националистические органи­зации, целью которых было разжигание антианглийских настроений в народе. Например, в 1761 году тайная кресть­янская патриотическая организация «Белые ребята» под­няла восстание в юго-западной части острова. Огромное влияние на положение в Ирландии оказали события, раз­ворачивавшиеся в Северной Америке, и Великая фран­цузская революция (1789). Война против метрополии, развязанная тринадцатью британскими североамерикан­скими колониями, уменьшила военное присутствие Бри­тании в Ирландии. При этом часть ирландских протестантов, вдохновленная примером взбунтовавшихся аме­риканцев, также решила потребовать для себя большей свободы в решении внутренних проблем Ирландии и уве­личения доли депутатов-ирландцев в дублинском парла­менте.

          Требования ирландцев отчасти были удовлетворены в 1782 году. Получив доступ в парламент, ирландские пат­риоты попытались добиться отмены антиирландских за­конов. Одной из ярчайших политических фигур того вре­мени стал член парламента Генри Грэттэн, требовавший упразднения законов против католиков. Однако идеи сво­боды, равенства и братства, провозглашенные Великой французской революцией, побуждали ирландцев к более решительной борьбе за свои национальные права, и в 1791 году в Ирландии возникло общество «Объединенные ирландцы», куда вошли не только католики, но и ирланд­ские протестанты, возмущенные тем, что в их родной стране распоряжаются англичане. Руководители этой ор­ганизации ставили перед собой задачу национального объединения страны и ее отделения от Соединенного Ко­ролевства. В 1798 году «Объединенные ирландцы» под руководством Теобальда Уолфа Тона подняли революци­онное восстание, которое было быстро и жестоко подавле­но. Между тем сам факт восстания, попытка руководите­лей «Объединенных ирландцев» заручиться поддержкой революционной Франции, с которой Великобритания на­ходилась в состоянии войны, побудили британское прави­тельство к срочному упразднению самостоятельного ир­ландского парламента: в 1800 году был принят Акт об унии, по которому Ирландия и Великобритания слива­лись в единое Соединенное Королевство, по аналогии с Актом об унии 1707 года, положившим конец государст­венному суверенитету Шотландии.

 

Ирландия, бессмертен подвиг твой!
Бесчисленны страдания народа,
Ирландия, мечом верни свободу!
Увы, твои отважные солдаты
В сырой  земле, могильным сном объяты,
Но даже тени их врагов пугают
 И к мщению  сограждан призывают.
                                      (Пер. К. Бальмонта)

 

           Эти строки были написаны юным поэтом Перси Биши Шелли, который воспел отважных борцов за независи­мость Ирландии в стихотворении «Песнь ирландцев» (1809).

        Ирландские католики рассматривали Акт об унии как величайшее попрание их прав, поскольку в британский парламент могли быть избраны только протестанты. И пос­кольку Ирландия была обескровлена и не могла рассчиты­вать на эффективные военные операции против британ­ских властей, на смену волне восстаний пришло мирное, ненасильственное движение за гражданские свободы для католиков, за отмену законов, поражающих их в правах. Это движение возглавил Дэниел О’Коннел, который, став депутатом британского парламента от Ирландии, в 1829 году добился упразднения практически всех антикатоли- ческих законодательных ограничений.

           Между тем в XIX веке экономическое положение ос­новного, крестьянского, населения Ирландии резко ухуд­шилось. Крохотные наделы не могли прокормить увели­чившееся сельское население. К тому же плата за пользо­вание землей стала непропорционально велика по сравнению с доходами арендаторов мелких хозяйств, и землевладельцы безжалостно сгоняли неплатежеспособ­ных крестьян со своей земли. В этот период начинается новая волна массовой эмиграции. Ирландцы устремляют­ся в Америку, в Австралию, в соседнюю Великобританию, где многие оседают в портовых городах.

           Основным продуктом питания ирландских крестьян был картофель, пожалуй единственная сельскохозяйст­венная культура, которая давала неплохой урожай на бед­ных почвах острова. Однако в 1845—1847 годах ирланд­ский картофель погиб: картофельные клубни гнили на корню еще до того, как становились пригодными в пищу. В стране, население которой насчитывало около 8,2 мил­лиона человек, начался страшный голод, который унес ты­сячи человеческих жизней и усилил темпы эмиграции. К 1851 году население Ирландии сократилось до 6,5 милли­она человек, а к концу века, поскольку уровень эмиграции оставался очень высоким и по окончании голода, население Ирландии составило всего около 4 миллионов человек.

       Большинство ирландцев справедливо возмущалось по­литикой Лондона, который не предпринял никаких шагов для спасения населения от голодной смерти, тем более что на протяжении всех голодных лет из Ирландии в Велико­британию продолжали вывозить сельскохозяйственную продукцию: эти товары были слишком дорогими для нищих голодающих крестьян. Возмущение питало новую волну националистических порывов, на гребне которой было создано тайное общество фениев (от ирландского Fene— так назывались обитатели древней независимой Ирландии), исполненных решимости освободить Ирлан­дию от британского владычества любой ценой, не только путем политических реформ, но и насильственными мето­дами борьбы. Общество было основано в 1858 году ирланд­скими католиками, эмигрировавшими в Соединенные Штаты Америки. Родственная по духу организация — Ир­ландское республиканское братство — была создана на тер­ритории самой Ирландии. Однако некоторые ирландцы все еще верили в возможность изменения положения страны и ее народа ненасильственными методами борьбы. Значи­тельное число ирландцев уповало на то, что их проблемы могут быть разрешены предоставлением Ирландии само­управления и созданием в Дублине относительно незави­симого парламента. Борьбу за предоставление Ирландии гомруля (от английского homerule— «домашнее, внутрен­нее правление») в британском парламенте возглавил лидер ирландских депутатов Чарлз Стюарт Парнелл.

             Однако Парнеллу не довелось дожить до того времени, когда его главное политическое требование было удовлет­ворено. Многие британские политики категорически воз­ражали против введения в Ирландии гомруля, полагая, что подобная акция будет подлинным предательством по отношению к протестантам, сосредоточенным в Северо - Восточной Ирландии — Ольстере, наиболее экономически благополучной части страны. Именно здесь находились самые преуспевающие фермерские хозяйства и единствен­ные в те времена на острове значительные промышленные предприятия — судостроительные верфи и прядильно- ткацкие фабрики Белфаста.

            В начале XX столетия требования независимости Ир­ландии стали звучать особенно настойчиво. В 1905 году была создана ирландская националистическая партия «Шин фейн» (что по-ирландски означает «мы сами»). Шинфейнеры боролись за отделение Ирландии от Соеди­ненного Королевства и создание независимого ирландского правительства. Под угрозой революции в Ирландии бри­танское правительство было вынуждено пойти на уступки, и парламентским актом 1912 года Ирландии было предос­тавлено весьма ограниченное право самоуправления. Од­нако из-за начала Первой мировой войны введение закона в действие было приостановлено.

          Тем временем население Ирландии разделилось в своих отношениях к гомрулю. Единомышленники Парнелла считали его пределом желаний, революционно настроен­ные шинфейнеры возмущались половинчатостью решения парламента и намерены были продолжать борьбу за пол­ную независимость страны. Между тем протестанты Оль­стера отнюдь не хотели отделения Ирландии от Соединен­ного Королевства. Ирландия стояла на пороге гражданской войны, ибо различные политические группировки готови­лись отстаивать свои взгляды с помощью оружия. В стране создавались вооруженные отряды. В 1916 году в Дублине члены Ирландского республиканского братства подняли вооруженное антибританское восстание под руководством Патрика Пирса, вошедшее ц историю под названием Ир­ландского восстания 1916 года или же Восстания на Пас­хальной неделе. Повстанцы заняли ключевые позиции в городе, захватили в свои руки промышленные предпри­ятия, почту и телеграф, провозгласили Ирландию незави­симой республикой и в течение пяти дней отбивали атаки правительственных войск, после чего были принуждены сдаться. Сотни участников Восстания на Пасхальной неде­ле были брошены за решетку, а его лидеры (практически все) преданы смертной казни.

           Постигшая повстанцев участь способствовала созданию вокруг них ореола национальных героев и мучеников в глазах ирландцев, которые во время всеобщих выборов 1918 года отдали подавляющее большинство голосов кан­дидатам от националистической партии «Шин фейн». Из­бранные таким образом депутаты учредили свой собствен­ный парламент в Дублине. Параллельно шло формирова­ние Ирландской республиканской армии (ИРА), террористической организации, начавшей боевые дейст­вия против британских сил поддержания правопорядка, устраивавшей засады на британских военнослужащих и совершавшей налеты на их казармы.

              В 1921 году британское правительство было принужде­но подписать англо-ирландский договор, предусматривав­ший разделение Ирландии на две части. Двадцать шесть из 32 ирландских графств образовали Ирландское свобод­ное государство, остававшееся доминионом Британской империи до 1948 года, когда оно стало независимой Ир­ландской Республикой. Шесть графств, расположенные в Ольстере, стали называться Северной Ирландией и до на­стоящего времени входят в состав Соединенного Королев­ства.

          Ольстер является самой неспокойной частью государ­ства. И в наше время не прекращаются попытки добиться воссоединения двух Ирландий, сторонники которого не гнушаются террористическими методами борьбы за свои идеалы. Североирландские католики зачастую утвержда­ют, что являются объектом дискриминации. Напряжен­ность во взаимоотношениях между католиками и протес­тантами достигла пика в конце 1960-х — начале 1970-х годов, что побудило Британию ввести прямое управление Ольстером из Лондона. В наше время интересы Ольстера в британском парламенте представляют 17 из 650 депута­тов палаты общин, а североирландский вопрос продолжает оставаться острейшей проблемой нынешней внутренней политики Соединенного Королевства.

Яндекс.Метрика Запчасти для снегоуборщиков