Глазго

          Город Глазго, находящийся всего в часе езды по желез­ной дороге от Эдинбурга, является центром самого густо­населенного городского района Шотландии — конурбации Центральный Клайдсайд. В нем около 950 тысяч жителей, и это самый перенаселенный из всех городов Великобри­тании. История города восходит к VI веку нашей эры, когда христианский миссионер Мунго, впоследствии причислен­ный к лику святых, основал на берегу Клайда скромную часовню. Святой Мунго считается небесным покровителем Глазго, а на месте построенной им часовни в XII веке был возведен собор, которым можно полюбоваться и в настоя­щее время.

        Крупнейший город Шотландии — Глазго раскинулся по берегам реки Клайд. Расположенный всего в 35 километрах от морского побережья, он является одним из самых важных британских портовых городов и одновременно крупным промышленным центром. Интенсивное развитие промышленных предприятий в Глазго, а вместе с ними и самого города, начавшееся в 1707 году, после заключения унии, во многом объяснялось наличием в его окрестностях залежей каменного угля. Фрэнсис Осбальдистон, герой романа Вальтера Скотта «Роб Рой», действие которого происходит в Шотландии в 1715 году, так изла­гает историю возвышения Глазго: «Обширная и непрерывно растущая торговля с Вест- Индией и американскими колониями... положила основание богатству и благоденствию (города.— И. Б.), и оно, если его заботливо укрепить и правильно возводить пост­ройку, со временем станет, быть может, фундаментом про­цветания всей страны, но в то давнее время, о котором я рассказываю, заря этой славы еще не занималась. Соеди­нение королевств в самом деле открыло для Шотландии торговлю с английскими колониями, однако недостаток капитала, с одной стороны, национальная ревность англи­чан — с другой, отнимали у большей части шотландских купцов возможность пользоваться привилегиями, какие дал им этот памятный договор. Расположенный на запад­ном побережье острова, Глазго не мог участвовать в сно­шениях с восточными графствами или с континентом, ко­торыми только и пробавлялась в то время шотландская торговля. И все же, хоть в ту пору и речи не было о том, что он может получить большое значение для торговли, как ему, по моим сведениям, сулят теперь, Глазго уже и тогда, в качестве главного города Западной Шотландии, был значительным и важным центром. Широкий и полноводный Клайд, протекая близко от его стен, давал возмож­ность сообщения с внутренними областями страны, отда­ленными от моря. Не только плодородная равнина, непо­средственно прилегающая к городу, но и округи Айр и Дамфриз смотрели на Глазго как на столицу, куда они везли свои произведения, получая взамен те предметы не­обходимости и роскоши, каких требовал их обиход.

            Мрачные горы западной части Верхней Шотландии часто высылали своих угрюмых обитателей проведать рынки любимого города святого Мунго. Гурты диких, косматых, малорослых быков и лошадок, погоняемых горцами — такими же дикими, такими же косматыми, а порой такими же малорослыми, как вверенные им быки и лошади,— нередко проходили по улицам Глазго. Приезжие глазели на их старинную и причудливую одежду, вслушивались в незнакомые и немелодичные звуки их языка, в то время как жители гор, даже при этом мирном промысле вооруженные мушкетами и пищалями, меча­ми, кинжалами и щитами, взирали с удивлением на пред­меты роскоши, употребление которых было им незнако­мо, и с опасной жадностью на предметы, которые знали и ценили. Горец всегда неохотно оставляет свою родину; а в ту давнюю пору пересадить его на другую почву было все равно что оторвать сосну от ее родной скалы. Однако уже и тогда горные долины были перенаселены, хотя времена­ми их опустошал голод или меч, и многие их обитатели устремлялись в Глазго. Здесь они заселяли целые кварта­лы, здесь искали и находили промыслы, хоть и не те, к каким приучены были в родных своих горах. Этот посто­янный приток населения, смелого и трудолюбивого, нема­ло способствовал обогащению города, доставлял рабочую силу нескольким мануфактурам, которыми уже и тогда мог похвалиться Глазго, и обеспечивал ему процветание в будущем.

              Внешний вид города отвечал его возрастающему значе­нию. Главная улица была широка, величественна, укра­шена общественными зданиями скорее вычурной, нежели стильной, архитектуры и шла между рядами высоких ка­менных домов, фасады которых нередко изобиловали бо­гатыми каменными украшениями, что придавало улице внушительный и величавый вид, какого лишено большин­ство английских городов, потому что построены они из лег­кого, неосновательного, непрочного и с виду и на деле кир­пича». (Скотт В. Роб Рой. Л., 1953. С. 207—209.)

            Со временем в городе сложилась значительная металлургическая промышленность, стремительно развивавшее­ся судостроение сделало его столицей британских корабе­лов. Именно здесь в 1765 году Джеймс Уатт изобрел свой паровой двигатель, которому суждено было произвести подлинную революцию в промышленности и на транспор­те. Приносили солидный доход и предприятия текстиль­ной промышленности — хлопкоткацкой, шерстяной, швейной, льняной и шелковой. В прошлом веке, как и в начале столетия, Глазго в своем богатстве уступал только Лондону. В 1896 году в городе вступила в действие подзем­ная железная дорога, одна из старейших в мире. В середине XX века в Глазго работало около тридцати судостроитель­ных компаний, а общая протяженность судостроительных верфей по берегам реки Клайд составляла порядка 32 километров.

                Однако последующий общий спад производства на шот­ландских предприятиях тяжелой промышленности пагуб­но отразился на состоянии города. Многие заводы и верфи были закрыты, в результате чего резко возросла безрабо­тица. Рабочие кварталы скоро приобрели репутацию одних из самых нищенских трущоб в Великобритании. Населе­ние Глазго стало сокращаться за счет оттока жителей, роста показателя смертности и снижения уровня рождае­мости. Сложившееся отчаянное положение требовало сроч­ных радикальных мер. Разработанная программа социаль­ной реабилитации города, создание новых отраслей про­мышленности способствовали возрождению Глазго.

                 Если лондонский метрополитен — самый старый и длинный (около 400 километров) в мире, то подземка в Глазго — одна из самых современных в Европе; в 1978 году была завершена полная модернизация городского метро­политена. Туннели и некоторые вагоны, находившиеся в эксплуатации еще со времен королевы Виктории, функци­онировали до 1987 года. Затем метро было закрыто на несколько месяцев, за которые его превратили в самую современную подземную транспортную систему в Европе. Линии метрополитена связывают окраинные районы с цен­тром города, соединяют городские линии метро с железно­дорожными станциями, откуда отправляются пригород­ные поезда. Новые оранжевые вагончики метро намного меньше российских: они рассчитаны на 90 пассажиров, причем в каждом из них всего 34 места для сидения. Ин­терьеры станций стали чистыми и более броскими по цве­товому решению: полы и стены станций отделаны яркими цветными плитками. Однако главный успех реконструкции — в повышении скорости передвижения: время путе­шествия сокращено на двадцать процентов.

                 Современный Глазго с честью решил проблемы, постав­ленные перед ним жизнью. Возникший в индустриальную эпоху и прославившийся как крупнейший промышленный и инженерно-технический центр, город превратился в под­линный центр культуры. Преобразились даже наиболее за­пущенные трущобные районы, например Док королевы и его окрестности превратились в Национальный выставоч­ный центр Шотландии. Новый Глазго — город театров (здесь находится единственный в Шотландии оперный театр) и художественных галерей, радующий чистотой и ухоженностью улиц, обилием зеленых насаждений и уважением одновременно и к культурным традициям, и к новым веяниям. Если окраины Глазго выглядят как обычный современный город, то в его центральной части сохра­нены и подверглись реконструкции здания, возведенные в викторианскую эпоху. В 1988 году здесь прошел удиви­тельный по своей красоте садовый фестиваль — самое мас­совое событие в жизни города за последние 50 лет. Здесь вошло в обычай ежегодно в мае проводить фестиваль ис­кусств «Мейфест», в котором принимают участие артисты самых разных жанров: циркачи, рок-музыканты и драма­тические труппы. В 1990 году Глазго удостоился чести быть названным европейским городом культуры. Жители города по праву гордятся старинным университетом Глаз­го, старейшим шотландским высшим учебным заведени­ем, основанным в 1451 году. Этот университет обладает богатейшей библиотекой. Основанная одновременно с уни­верситетом, она содержит около 45 тысяч единиц хране­ния. Глазгоская Библиотека Митчелла, названная в честь своего основателя — крупного торговца табаком,— является крупнейшей справочной библиотекой Европы.

                     При этом Глазго сохраняет репутацию одного из ведущих промышленных центров страны, славящегося своими машиностроительными и металлообрабатывающими пред­приятиями.