Традиции

           Государственным языком Уэльса является англий­ский, но около 32 тысяч жителей Уэльса объясняются только на своем языке, а 20 процентов населения предпо­читает валлийский английскому. Начиная с XIX века жи­тели Уэльса уделяют все большее внимание национальной культуре, подчеркивают самобытность народа своей стра­ны. Отражением этих тенденций стало проведение айстедводов. Самым известным событием такого рода является Национальный айстедвод, с 1950 года проходящий на вал­лийском языке.

           На Национальный айстедвод, который длится более не­дели, собираются исполнители народных песен, ремеслен­ники, музыканты, живописцы, однако центральным собы­тием праздника является конкурс валлийских бардов. Лучшего поэта удостаивают величайшей чести: увенчива­ют короной победителя. Достигнуть этого непросто. Сти­хотворение лауреата должно быть написано в строгом со­ответствии с правилами, которыми руководствовались средневековые валлийские барды.

            Идея возрождения поэтических айстедводов принадле­жала валлийскому поэту Эдварду Уильямсу (1747—1825), печатавшемуся под псевдонимом Йоло Моргануг. Он учре­дил Национальную ассамблею бардов, которая и распоря­жается церемониями Национального айстедвода. В част­ности, за особые заслуги в развитии культуры Уэльса ас­самблея присуждает отличившимся валлийцам право ношения белых мантий — высшего знака почета. Для того чтобы привлечь к участию в Национальном айстедводе как можно больше народу, этот ежегодный фестиваль прово­дится попеременно то в Северном, то в Южном Уэльсе.

         Одним из самых молодых и популярных айстедводов в Уэльсе является ежегодный фестиваль, проводимый в го­роде Лланголлен (Северный Уэльс). Традиция проведения Лланголленского айстедвода возникла уже после Второй мировой войны. Рожденный в атмосфере наслаждения долгожданным миром, фестиваль собирает исполнителей песен и танцев из всех уголков земного шара, способствуя укреплению дружбы и понимания между народами.