РАБСТВО И АБОЛИЦИОНИСТЫ

        Еще на заре колонизации Америки стало традицией ис­пользовать рабский труд на плантациях, принадлежавших выходцам из Европы. Поскольку плантации находились в климатических зонах, благоприятных для выращивания наиболее доходных культур — хлопка и табака, основным рабовладельческим районом США стал Юг. Негров поку­пали на невольничьих рынках, и они попадали в полное распоряжение своих господ. Изнурительный труд и произвол хозяев делали их жизнь крайне тяжелой. В север­ных штатах, где компактно проживали пуритане, стре­мившиеся жить в соответствии с евангельскими заповедя­ми, население предпочитало обходиться собственными силами, а к неграм относилось с высокомерной снисходи­тельностью из-за того, что Господь сотворил их столь не­совершенными.

           Тем не менее в революционные 1770-е годы мысль о том, что Бог сотворил людей равными, отраженная в «Дек­ларации независимости», была распространена многими белыми американцами и на чернокожих рабов. Еще в 1774 году Континентальный конгресс выступил с призывом от­менить работорговлю, причем большинство штатов отнес­лись к этому положительно. В северных штатах, где не было обширных плантаций, предлагали вообще немедлен­но отменить рабство или же постепенно освободить негров. Южане были в этом вопросе консервативнее: негры явля­лись ценной рабочей силой, необходимой для обработки плантаций, важнейшей составляющей экономики амери­канского Юга. В Виргинии, правда, нашлось несколько плантаторов-идеалистов, давших волю своим рабам. С этих событий в Америке началось движение сторонников отме­ны рабства — аболиционистов. Однако вопрос об освобож­дении рабов грозил вызвать раскол в обществе, которое, как никогда, нуждалось в единстве перед лицом британ­ской угрозы, и решение этой проблемы было отложено на долгие десятилетия.

             Быть может, далеко не все плантаторы относились к своим неграм так бесчеловечно, как Саймон Легри в известном романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852), и тем более не опекали их с такой заботливостью, как Эллин О’Хара в романе Маргарет Митчелл «Унесен­ные ветром» (1936). Рабство есть вопиющее зло, худшая форма эксплуатации человека, и не приходится удивлять­ся, что рабы нередко убегали с плантаций, стремясь укрыться от хозяев в других штатах, например в Вермон­те, где изначально не было рабовладения. В интересах рабовладельцев 12 февраля 1793 года в США был принят закон о беглых рабах, по которому разрешалось возвра­щать беглецов хозяевам даже с территорий других шта­тов. При этом гражданам США запрещалось давать при­ют беглым невольникам, препятствовать их аресту и тем более укрывать их. В эти годы в стране зародился позор­ный промысел ловцов беглых негров.

           В результате дебатов по вопросу о рабовладении в 1820 году по 36-му градусу 30-й минуте северной широты пролегла граница между рабовладельческими и нерабовла­дельческими штатами, и, пересекая ее, сбежавшие с Юга невольники обретали свободу.

               Движение за отмену рабства в США заметно усилилось в 1830-е годы, объединив к 1840 году в своих рядах около 200 тысяч человек, создавших Партию свободы. Это про­изошло отчасти под влиянием примера Британской импе­рии, которая отменила работорговлю на своей территории в 1807 году, а в 1833 году и само рабство. Кстати сказать, британцы, продолжавшие с подозрением относиться к оби­тателям бывших колоний, благодаря этим законам полу­чили право на чувство морального превосходства над аме­риканцами, что в те годы не могло остаться незамечен­ным гражданами США, продолжавшими вести негласную конкуренцию с бывшей метрополией. В движении аболи­ционистов принимали участие не только мужчины, но и женщины, не только белые, но и бывшие рабы. Искренне веря в равенство людей перед Богом, борцы с рабством в 1840 году официально признали женщин равноправными участницами этого движения. В 1843 году в Америке заговорили о негритянке Соджернер Трут (1797—1883), ко­торой было послано свыше видение, после чего она стала бродячей проповедницей. Крещенная Изабеллой, она при­няла говорящее имя Соджернер Трут, означающее «путе­шествующая с правдой». Бывшая рабыня, получившая вольную, она путешествовала по рабовладельческим шта­там. Слова ее проповедей вселяли надежду в сердца не­вольников и сулили кары небесные их владельцам. Ей было что сказать о рабстве: большинство из ее тринадца­ти детей были оторваны от матери и проданы другим хо­зяевам.

           Героиней движения аболиционистов была и Гарриет Табмен (1820—1913). Двадцатилетней девушкой она сбежала от своего хозяина-рабовладельца на север и посвяти­ла жизнь спасению других невольников. В 1850-х годах она бесстрашно совершила девятнадцать поездок в юж­ные штаты, чтобы помочь обрести свободу десяткам бег­лецов. При этом Гарриет подвергалась страшной опаснос­ти: ее голова была оценена в 40 тысяч долларов и, попади она в руки рабовладельцев, ее вполне могли предать муче­нической смерти.

             В 1850 году в состав США в качестве нерабовладельческого штата вошла Калифорния, но в то же время под давлением рабовладельческих штатов Конгресс принял закон, обязывавший власти северных штатов ловить бег­лых невольников и возвращать их владельцам. С этого времени рабы могли обрести свободу только на террито­рии британской Канады. Аболиционисты, вопреки ново­му закону, активно содействовали беглецам, скрывали их у себя в домах и помогали добраться до Канады. Был на­лажен маршрут, по которому небольшие партии беглецов переправлялись на север. Его назвали «подземной желез­ной дорогой», так как действовал он тайно и состоял из «перегонов» и «станций», что и позволило провести транс­портную аналогию. Подробно действие «подземной желез­ной дороги» было описано Гарриет Бичер-Стоу в ее всколыхнувшем всю Америку аболиционистском романе «Хи­жина дяди Тома».

            Вместе с тем рабовладельцы вовсе не желали сдавать позиции и отказываться от своей собственности. Они при­водили массу демагогических доводов в защиту рабства, ссылаясь на авторитет Библии, где говорится, что у ветхо­заветных патриархов были рабы (например, у Авраама — Агарь), что неграм уготована их участь не только в силу несовершенства их расы, но и потому, что так решено Богом: ведь чернокожие, по Библии, ведут свое происхожде­ние от Ханаана, сына Хама, а Ханаан был проклят самим праведником Ноем. Знатоки Евангелия приводили при­мер святого Павла, который убеждал слуг повиноваться хозяевам. «Убедительные» примеры в защиту рабства искали и в античной истории: труд рабов освобождал хо­зяевам время для интеллектуальных трудов на пользу цивилизации.

             Отношение к рабству раскололо Соединенные Штаты на два лагеря, подтолкнув страну к Гражданской войне.