ПАМЯТНИКИ И МУЗЕИ

         Лондон необычайно богат архитектурными достопри­мечательностями и памятниками. Среди них есть и весьма неожиданные. Например, на набережной Темзы установ­лена «Игла Клеопатры» — древнеегипетская стела, высе­ченная из розового гранита около-1500 года до нашей эры, т. е. за полтора тысячелетия до появления первого поселе­ния на месте нынешнего Лондона. Англичане получили ее в дар от Египта после победы над Наполеоном в 1819 году, а в 1878 году она украсила собой столичную набережную. (Точно такая же игла украшает Центральный парк Нью - Йорка.) При установке лондонской «Иглы Клеопатры» в основание памятника были вмурованы некоторые доку­менты, которые могут сообщить далеким потомкам о том, что представляли собой британцы конца XIX столетия, в частности среди таких «памятников эпохи» сюда были заложены двенадцать портретов первых красавиц того вре­мени.

         Петербуржец или москвич невольно встрепенется при виде триумфальной арки, построенной в честь герцога Вел­лингтона в 1828 году. Она поразительно напоминает не столько Триумфальную арку в Париже, сколько Нарвские ворота в Петербурге и Можайские в Москве, хотя намного более скромна и по размерам, и по декоративной отделке. Даже венчающая ее триумфальная колесница с крылатой богиней победы была добавлена только в 1912 году. Рядом с аркой стоит конная статуя самого герцога Веллингтона.

            Напротив строгого классического фасада букингемского дворца стоит замечательный беломраморный памятник королеве Виктории, открытый в 1911 году. Скульптурное изображение королевы окружено аллегорическими фигу­рами, изображающими Правду, Справедливость и Мате­ринство, бронзовые статуи у подножия памятника олице­творяют Мир, Прогресс, Науку, Искусство, Промышлен­ность, Земледелие, Военное и Морское могущество. На вершине памятника также установлена бронзовая аллего­рическая статуя богини победы Виктории, имя которой носила великая королева. Богиня стоит на шаре, поддер­живаемом Мужеством и Постоянством.

             Много мест в Лондоне связаны с именем принца Аль­берта — королева Виктория желала увековечить память о любимом человеке. Так на карте столицы появились ог­ромный концертный зал Альберт-холл, подле которого ус­тановлена статуя принца-консорта, а также великолепный 55-метровый мемориал принца Альберта в сквере напротив Альберт-холла. В 1873 году через Темзу был переброшен висячий мост Альберта. Памятником обоим супругам стал Музей Виктории и Альберта — национальный музей изящных и прикладных искусств, в котором представлены экспонаты из всех уголков мира, иллюстрирующие разви­тие человеческой цивилизации на всем ее протяжении. Одной из жемчужин коллекции этого музея является со­брание картонов Рафаэля.

             На Трафальгарскую площадь, в центре которой стоит памятник адмиралу Нельсону, выходит парадный фасад Национальной галереи — крупнейшего в Великобритании музея живописи. Начало музейному собранию в 1824 году положила коллекция из тридцати восьми живописных полотен, в 1838 году музей въехал в свое нынешнее здание, возведенное архитектором Уильямом Уилкинсом, а в на­стоящее время в нем выставлено свыше 2 тысяч экспона­тов, представляющих все школы живописи западноевро­пейского искусства различных исторических эпох. Мике­ланджело, Рафаэль, Леонардо, Тициан, Тинторетто, Веронезе, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс, Дюрер, Ван Эйк,Хальс, Мурильо, Веласкес, Эль Греко, Хогарт, Гейнсборо, Рейнолдс, Стаббз, Констебл, Тернер — вот далеко не пол­ный перечень мастеров, шедевры которых представлены в экспозиции Национальной галереи.

               К зданию Национальной галереи примыкает Нацио­нальная портретная галерея, основанная в 1856 году. Число экспонатов этого музея превышает 10 тысяч. Среди них — живописные полотна, рисунки и скульптурные изо­бражения выдающихся деятелей британской истории и культуры. Портреты размещены в хронологической по­следовательности. Например, в вестибюле посетителей встречают древнейшие портреты Генриха VII работы Ситтоу  и Генриха VIII Хольбейна-Младшего, а в первом зале экспозиции представлены живописные изображения вели­ких елизаветинцев — Сидни, Грешэма, Рэли и других. В Национальной портретной галерее экспонируется и един­ственный прижизненный портрет Шекспира. Достаточно большое место в собрании занимают портреты выдающих­ся британцев XX столетия, однако этой великой чести можно удостоиться только после смерти.

             Знаменитым собранием картин обладает и Галерея Тейт, музей национального и современного искусства, тол­чком к созданию которого послужила смерть живописца Сирила Тернера (1775—1851), завещавшего государству 282 картины. Эти сокровища длительное время хранились в запасниках Национальной галереи, поскольку Тернер за­вещал не нарушать цельность своего собрания, а развер­нуть экспозицию такого масштаба в стенах Национальной галереи не представлялось возможным. С этого момента в Англии начались разговоры о необходимости создать музей современного изобразительного искусства. В 1890 году Генри Тейт подарил государству свою коллекцию ан­глийской живописи и предоставил 80 тысяч фунтов стер­лингов для строительства новой художественной галереи. Новый художественный музей распахнул свои двери перед посетителями в 1897 году. По мере увеличения собрания галерея росла, и в 1910 году в нее наконец были перенесены все бесценные полотна Тернера, за исключением тех, ко­торые он завещал Национальной галерее. В 1917 году было положено начало формированию коллекции современной зарубежной живописи и скульптуры. В 1980-е годы гале­рея существенно увеличилась за счет пристроек — пло­щадь для размещения экспонатов возросла почти в два раза, но и сейчас строительство новых помещений продол­жается.

                В Лондоне находится и всемирно знаменитый Британ­ский музей, основанный в 1759 году (постановление о его создании было принято тремя годами ранее). Начало кол­лекции хранящихся в ней древностей было положено Хан­сом Слоуном (1660—1753). Ныне музей размещается в эле­гантном классическом здании на Грейт-Рассел-стрит, по­строенном по проекту Сидни Смерка в 1823—1852 годах. Музей располагает богатейшей коллекцией памятников первобытной и античной культуры, культуры Древнего Востока, керамики, монет и т. д. Британский музей явля­ется одним из крупнейших историко-археологических му­зеев мира и имеет несколько филиалов, в частности Музей естественной истории. В 1857 году при музее была открыта Библиотека Британского музея — самое крупное книго­хранилище в стране, знаменитое своим прекрасным круг­лым читальным залом (книги из ее фондов на дом ие вы­давались). Фонды библиотеки насчитывали около 8 мил­лионов томов и более 100 тысяч рукописей. В 1973 году, однако, она слилась с несколькими более мелкими библи­отеками и была преобразована в Британскую библиотеку. При этом число единиц хранения возросло сразу же более чем на 4 миллиона единиц.

                  Знаменитый своей необычной коллекцией Музей мадам Тюссо расположен на не менее знаменитой улице Лондо­на — Бейкер-стрит. Говоря о ней, мы вспоминаем великого сыщика, героя, созданного Артуром Конан Дойлом. Люди со всего света приезжают в гости к Шерлоку Холмсу и до сих пор пишут ему письма. Именно его профиль украшает залы станции метро «Бейкер-стрит». Отдав дань тому, кто часто опережал в раскрытии преступлений Скотленд-ярд, любопытный турист обязательно посетит и находящийся по соседству Музей восковых фигур мадам Тюссо.

                 История Музея мадам Тюссо насчитывает уже более 200 лет, и она не менее интересна, чем его экспозиция. Мари Тюссо, урожденная Мари Гросхольц, появилась на свет в Страсбурге в 1761 году. Ее отец, солдат швейцарской армии, был убит в сражении незадолго до ее рождения. Детские годы Мари провела с матерью в Берне, где та была экономкой в доме врача Филиппа Куртиуса. Помимо своей основной деятельности доктор был знаменитым модельщи­ком. В 1770 году он вместе с маленькой Мари и ее матерью переехал в Париж, где открыл музей восковых фигур. Взя­тый под покровительство принцем де Конти, музей начал быстро пополняться экспонатами. Доктор Куртиус обучал Мари анатомии и секретам искусства моделировать фигу­ры. Ее первыми работами стали восковые персоны Франсуа Мари Аруэ Вольтера и Бенджамина Франклина. Они до сих пор выставлены в залах музея. Постепенно Мари Гросхольц приобретает известность, которая становится на­столько громкой, что ее приглашают в Версаль, чтобы обу­чать изящным искусствам сестру Людовика XVI, мадам Елизавету.

               Так прошли девять счастливых лет. Когда началась Великая французская революция, доктор Куртиус велел Мари покинуть Версаль и вернуться в Париж, понимая, что общение с аристократией, а тем более с представителями королевской фамилии стало предель­но опасным и грозило смертью его талантливой учени­це. Несмотря на принятые меры предосторожности, Мари и ее мать не избежали Бастилии. Их соседкой по камере оказалась Жозефина Богарне, которой в 1796 году предстояло стать женой Наполеона. Все три жен­щины только каким-то непостижимым чудом избежали смерти. Когда они уже были подготовлены к «встрече с гильотиной», неожиданно пришел приказ о помилова­нии при условии, что Мари сделает маски с лиц обез­главленных жертв революционного насилия. Мари со­гласилась, и в тот же день она и ее мать были отпуще­ны на свободу. В 1794 году, после кончины доктора Куртиуса, Мари унаследовала его дело, а в 1795 году она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо.

                 После революционная Франция терпела жестокие ли­шения, и выставки восковых фигур Мари Тюссо стреми­тельно утрачивали популярность. Это побудило Мари уехать из страны. В 1802 году она со своим старшим сыном Жозефом повезла свою выставку на Британские острова. Остальные члены семьи — муж, младший сын и мать Мари — остались во Франции. Судьба распорядилась так, что Мари уже не было суждено когда-либо увидеть Фран­цию и большинство оставшихся там родных — Англия вступила в войну с Наполеоном. Лишь в 1826 году, после смерти бабушки, младший сын Мари переехал к матери и старшему брату.

                После тридцати трех лет постоянной неприкаянности Мари наконец наша удобное здание для своей выставки. Это были так называемые «Комнаты Портмана». Здесь мадам Тюссо проработала почти до самой смерти, последо­вавшей в 1850 году. Последним творением неутомимой мастерицы стал автопортрет.

             Наследники мадам Тюссо, ее дети и внуки, способство­вали росту созданной ею коллекции, и в 1884 году расши­рившаяся экспозиция переехала в занимаемое ею и поныне здание. Дважды — при пожаре в 1925 году и во время не­мецкого воздушного налета на Лондон в 1940 году — музей понес существенный ущерб, но оба раза экспозиции его были быстро восстановлены. В настоящее время музей еже- ' годно посещают более 2 миллионов человек, а многие со­стоятельные и именитые люди заказывают музею свои изо­бражения, чтобы оставить потомкам оригинальную па­мять о собственной персоне.

                 Рядом с Музеем мадам Тюссо расположен планетарий, открытый в 1958 году герцогом Эдинбургским, супругом королевы Елизаветы II. Это здание с зеленым куполом об­разует с музеем единое целое и пользуется такой же попу­лярностью. Показ ночного неба привлекает в планетарий огромное количество туристов, и соседство двух достопри­мечательностей взаимовыгодно. Посетители могут даже приобрести единый билет для посещения и планетария, и музея. Он называется «Все звезды» (AllStarTicket); и при­обретение его более выгодно, чем покупка двух билетов по отдельности.

                Войдя в Музей мадам Тюссо и поднявшись на лифте на четвертый этаж к началу обзора, мы попадаем в зал «Прием в саду», где воспроизводится вид традиционного английского дома и сада, в котором собрались самые раз­ные знаменитости. За роялем сидит Дадли Мур, известный пианист и актер, дважды удостоившийся премии «Оскар» за лучшую мужскую роль — в 1979 и 1981 годах. Среди его слушателей — известные спортсмены, среди которых выделяется теннисист Борис Беккер, а также герои теле- и киноэкранов, в частности Арнольд Шварценеггер — трижды «Мистер Вселенная» и семикратный «Мистер Олимпия». Одежда, в которую облачены восковые двойни­ки, чаще всего копируется с костюмов реальных лиц, но на некоторых из них можно увидеть костюмы, которые действительно принадлежали тем, кого они изображают.

                 Следующий зал экспозиции носит название «200 лет» и является своеобразным «музеем в музее». Это, по сути, история работы выставки на протяжении двух столетий. Здесь нас встречает сама хозяйка — Мари Тюссо, как всег­да, за работой. Она изображена в тот драматичнейший мо­мент ее жизни, когда снимала маску с головы казненной французской королевы Марии Антуанетты. В этом же зале находится еще одна из работ того времени — фигура Жана Поля Марата, изготовленная в 1793 году, сразу после того, как этот вождь французской революции был убит бесст­рашной роялисткой Шарлоттой Корде.

               На протяжении всей истории существования мастер­ской музея технология изготовления восковых фигур из­менялась крайне редко. К числу безусловных новинок сле­дует отнести появление движущихся и говорящих фигур. Сложная компьютерная техника позволяет «оживлять» неподвижные изваяния, и они начинают передвигаться, говорить, петь, а некоторые даже танцевать.

          Говорить о достопримечательностях Лондона, города, где каждый камень дышит историей, можно бесконечно, и все равно — лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­шать. Пройтись по его улицам, заглянуть в уютные кабачки-пабы, если посчастливится, побывать на спектаклях его многочисленных театров, полюбоваться огнями реклам и призывными витринами магазинов, зеленью скверов и парков... В этом разделе мы намеренно избегали традици­онного расчленения Лондона на фешенебельный Вест-энд и рабочий Ист-энд, ибо Лондон — это единый живой орга­низм, который надо воспринимать целиком, весь сразу. По словам одного из классиков английской литературы XVIII века Сэмюэля Джонсона (1709—1784), если человек устает от Лондона, это означает, что он устал жить.