ОБЩЕСТВО

          Британцы всегда по традиции воспринимаются как представители белой расы, чуть ли не как самые белолицые из белолицых. Однако в течение второй половины XX сто­летия в структуре населения страны произошли такие пе­ремены, что его уже нельзя назвать «чисто европейским» в этническом смысле этого словосочетания.

          К концу XIX века Британия была повелительницей чуть ли не половины мира, империей, над которой дейст­вительно не заходило солнце, потому что ее владения ле­жали и в Австралии и Океании, и в Азии, и в Африке, и в Америке. После Второй мировой войны более сорока быв­ших британских колоний обрели независимость, став су­веренными национальными государствами. У Британии из колониальных владений осталось лишь несколько неболь­ших островов.

        Распад колониальной империи усилил миграцию насе­ления в ее бывших пределах, реакцией на него стали от­четливо выраженные центростремительные тенденции: в поисках лучшей жизни люди покидали родные места и перебирались в Британию. Так там появились многочис­ленные выходцы из Бангладеш и Сингапура, переселенцы с островов Карибского моря и из Африки. Пик «великого переселения» пришелся на 1950-е годы: тогдашнее британ­ское правительство поощряло прибытие иммигрантов, по­скольку в период послевоенного экономического подъема страна нуждалась в дополнительных рабочих руках. Темпы прироста населения за счет иммигрантов стреми­тельно возрастали. В середине 1950-х годов в страну еже­месячно прибывало около 3 тысяч человек из-за рубежа. Лишь в 1960-е годы британское правительство начало ус­танавливать ежегодные иммиграционные квоты, тем самым регулируя приток переселенцев из других стран мира.

             В настоящее время число британцев, являющихся вы­ходцами из Азии, Африки и Латинской Америки, прибли­жается к 3 миллионам. Примерно половина из них роди­лись уже в Британии и считают ее своей исторической ро­диной. «Новые британцы» живут преимущественно в крупных городах — Ливерпуле, Лондоне, Бирмингеме — там, где проще найти работу на промышленных предпри­ятиях или в сфере обслуживания.

               Массовая иммиграция породила целый комплекс соци­альных проблем. В период всплеска безработицы в 1980-е годы коренное население Британии начало видеть в при­шельцах конкурентов в борьбе за место под солнцем, что послужило причиной вспышки шовинистических и расист­ских настроений. Распространено небезосновательное мне­ние, согласно которому прибытие малоквалифицирован­ной рабочей силы из-за рубежа создало в обществе напря­женность за счет роста наркомании и преступности. Вместе с тем прибывающие из-за рубежа привносят свой нацио­нальный вклад в традиционную британскую культуру. Особый колорит жизни современного британского города придают многочисленные лавочки, владельцами которых являются индийцы и пакистанцы, китайские рестораны, новые красочные праздники, например жизнерадостный карнавал в лондонском квартале Ноттинг-хилл. Подавля­ющее большинство британцев не поддерживают экстре­мизм в решении национального вопроса, а Британия офи­циально признала религиозные верования и национальные обычаи нехристианских народов, образ жизни которых от­личается от европейского. Центральные и местные власти помогают религиозным общинам национальных мень­шинств в строительстве культовых зданий, в открытии культурных центров землячеств и создании других подо­бных организаций.

             Сейчас три самых крупных национальных меньшинст­ва в Британии — это индийцы, уроженцы островов Карибского бассейна и пакистанцы, насчитывающие 760 тысяч, 543 тысячи и 400 тысяч человек соответственно. Почти половина этих людей родились и выросли в Британии.

                  По данным статистических обследований, в школах од­ного только Лондона обучаются дети, говорящие на 160 разных языках мира. Все они владеют английским, на ко­тором ведется обучение в школах, и языковая общность оказывает важное сплачивающее воздействие на тех, кому предстоит жить в XXI веке. Вместе с тем школы признают и поощряют использование при обучении других языков помимо основного английского, а также проведение разно­образных религиозных церемоний национальных празд­ников.