СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

         С 1870 года в Великобритании начали действовать го­сударственные школы, в которых бесплатно получали об­разование дети в возрасте от 5 до 10 лет. Постепенно воз­можности получить бесплатное образование расширялись, и в настоящее время обязательное школьное образование распространяется на всех детей в возрасте от 5 до 16 лет. Родители учеников вправе выбирать между государствен­ными и частными школами, в которых обучение платное. Традиционно престиж платных учебных заведений выше, но и в государственных школах перед детьми открываются широкие образовательные возможности. При этом частные школы составляют примерно десятую часть от всех дет­ских образовательных учреждений страны. Обычно маль­чики и девочки учатся совместно, но среди частных школ нередко встречаются заведения, осуществляющие раздель­ное обучение.

        В Англии, Уэльсе и Ирландии малыши 5—7- летнего возраста посещают приготовительную школу, затем, до одиннадцатилетнего возраста, учатся в начальной школе (она называется «первичной»), а затем завершают образо­вание в школе средней ступени («вторичной»). Некоторые средние школы специализируются на углубленном изуче­нии естественно - научных дисциплин, в других детей зна­комят с азами ряда профессий, а так называемые «грам­матические» школы делают акцент на преподавание дис­циплин гуманитарного цикла. Их программа весьма напоминает российские дореволюционные гимназии.

       В Шотландии дети младше пяти лет могут посещать детские дошкольные учреждения, аналогичные детскому саду. Пятилетки поступают в начальную школу, а в 12 лет (на год позже, чем в других частях Соединенного Королев­ства) дети переходят в школу средней ступени.

       Многие ученики остаются учиться в школе еще один- два года и по достижении 16 лет. В дальнейшем они, как правило, продолжают образование в университетах и кол­леджах высшего образования.

        При каждой местной администрации существует коми­тет по делам образования, в ведении которого находятся школы данного округа. Он отвечает за состояние школь­ных зданий и нанимает на работу учителей, труд которых оплачивается из местного бюджета. В подавляющем боль­шинстве школ преподавание ведется на английском языке, однако в Уэльсе есть школы, занятия в которых проходят на валлийском языке. Кроме того, во всех школах Уэльса наряду с базовыми дисциплинами, обязательными для школ Соединенного Королевства, одно из основных мест занимает валлийский язык.

         Качество преподавания предметов контролируется школьными инспекторами. Большую помощь школам ока­зывают родительские комитеты, действующие особенно сплоченно потому, что обычно дети учатся в школе своего микрорайона и зачастую в родительские комитеты входят соседи и хорошие знакомые.

        Британские школы бывают очень разными по величи­не, что особенно характерно для Шотландии. В одних учит­ся несколько сотен детей, а где-нибудь в горной глубинке в школе может быть всего несколько учеников разного воз­раста и один учитель на всех. Из-за географического поло­жения Шотландии местные школьники оказываются в наи­менее выгодных условиях в зимние месяцы: уроки в бри­танских школах заканчиваются в 15.30, и дети, живущие в северных районах страны, возвращаются домой уже в вечерних сумерках. В отдаленных горных районах пробле­ма посещения школы не может быть решена даже с по­мощью школьного автобуса или более экзотического тран­спорта, например катера. Поэтому многие родители пред­почитают, чтобы их дети в будние дни жили при школе, и забирают их домой только на выходные дни.

         Заканчивая школу, юноши и девушки получают ат­тестаты о среднем образовании. Примерно половина из них продолжает учебу в университетах и колледжах высшего образования. Обычно университетские коллед­жи располагаются компактно, образуя студенческие го­родки, однако иногда колледжи одного и того же уни­верситета могут быть разбросаны и по разным городам. Например, колледжи Уэльского университета располо­жены и в Аберистуите (именно в этом городе вырос пер­вый колледж Уэльского университета), Бангоре, Кар­диффе, Лампетере и Суонси.

        Для тех выпускников школы, которые не намерены продолжать образование в высших учебных заведениях, работают колледжи дальнейшего образования, в которых можно приобрести необходимую рабочую профессию. В подобных училищах практикуются как дневная, так и ве­черняя формы обучения, что делает их доступными и для уже работающих взрослых, решивших по какой-либо при­чине сменить род деятельности.