АВТОМОБИЛЬНАЯ НАЦИЯ

       С середины 1890-х годов в Америке стали крайне попу­лярны велосипеды. Их называли «немыми рысаками», машины шли нарасхват. Постепенно стальные кони заво­евали и сердца женщин, которые некоторое время испы­тывали понятные трудности при пользовании велосипеда­ми: далеко не всякая дама рискнула бы совершить поезд­ку в юбке с вызывающе длинным разрезом и тем более надеть брюки. Поэтому американки сперва предпочитали респектабельные трехколесные машины. Однако мода от­кликнулась на запросы времени: юбки стали короче на несколько дюймов, приоткрыв лодыжки, и дамы наконец смогли овладеть двухколесным велосипедом. Для вящей надежности подолы велосипедных амазонок утяжеляли свинцовыми грузиками.

     Велосипед привил американцам вкус к быстрой езде. Настала очередь самодвижущихся экипажей. Одним из пионеров американского автомобилестроения был Генри Форд (1863—1947), создатель компании «Форд мотор». Ободренный первыми успехами, в 1903 году он решил со­здать «семейный экипаж» и приступил к выпуску «Моде­ли А», поступившей в продажу в июле. Автомобиль стоил 850 долларов. Машина имела двигатель внутреннего сго­рания, работающий на бензине, мощностью 8 лошадиных сил, позволяющий развивать скорость до 30 миль в час. Изготовлением машин занималось всего 10 человек, по­лучавших за свой труд по 1,5 доллара в день.

     В сентябре 1908 года конкурент Форда Уильям Дюрант из «Бьюик мотор компани» объявил о создании фирмы «Дженерал моторз». Если Форд нацеливался на выпуск стереотипных машин, Дюрант ставил перед собой задачу выпуска разнообразной продукции, рассчитанной на лю­бые вкусы и финансовые возможности. В отличие от Фор­да и других автомобилестроителей, Дюрант не был ни ин­женером, ни механиком, но обладал потрясающим дело­вым чутьем. В «Дженерал моторз» вошли такие автомо­бильные фирмы, как «Понтиак» и «Кадиллак».

     Форд ответил на вызов началом массового производства «Модели Т», не отличающейся внешней элегантностью, но подходящей даже для езды по проселочным дорогам. Ни один другой относительно недорогой автомобиль не об­ладал такими техническими характеристиками, как ма­шина Форда. Глава фирмы лично провел испытания пер­вой машины, изготовленной в конце лета 1908 года, и остался очень доволен своим детищем. По крайней мере, он заявил о намерении продать в течение следующего года 25 тысяч автомобилей — немыслимое по тем временам количество.

     Успехи американских автомобилестроителей, превра­щение США в автомобильную нацию подтверждаются и почетной победой, которую американские автогонщики одержали в автомобильном пробеге вокруг света. Хотя пер­выми на финиш в Париже пришли немцы, их лишили лав­ров победителей, так как значительную часть пути их ма­шина преодолела на железнодорожной платформе, и по­беда досталась американцам.

     Уже в 1913 году Форд ввел на своем производстве в Детройте конвейер. Благодаря этому процесс сборки ма­шины начал занимать не 13, а всего 6 часов. Длина перво­го конвейера составляла около 80 метров. Каждый рабо­чий выполнял строго определенную операцию, подчиня­ясь темпу движения конвейера. Продажи «Модели Т» постоянно возрастали — тем более что цена автомобиля упала до 440 долларов. Это был эффективнейший способ борьбы за клиентов: Форд говорил, что, снижая стоимость автомобиля на 1 доллар, он обретает тысячу новых поку­пателей. Как бы то ни было, в 1913 году он продал уже свыше 182 тысяч машин, вдвое больше, чем за предыду­щий год.

     Один из друзей как-то сказал Форду, что если у каждо­го будет машина, то лошади будут пугаться. Форд уверен­но ответил: «Проблемы не будет. Лошади с дорог исчез­нут». Его слова сбылись.

    Форд намеревался подавить своих конкурентов и в дру­гих отношениях. Работа на конвейере требовала большей отдачи сил, чем на производстве, где процесс не подчиня­ется жесткому временному графику. И тем не менее жела­ющих устроиться к Форду было великое множество: в 1914 году он платил рабочим по 5 долларов в день. Работали у Форда в три смены, по 8 часов каждая.

    К 1916 году «Форд» выпускал по 2 тысячи машин в день — каждая третья машина в США была сделана на его заводе. Машина стоила уже 360 долларов, а годовая прибыль владельца предприятия составила фантастиче­ские 59 миллионов долларов.

По данным переписи, проведенной в США в 1930 году, по дорогам Америки бегало уже более 26 миллионов авто­мобилей!